• Конкурс
  • Шедевры русской живописи
  • Выставка «МИКРОМИР АНАТОЛИЯ КОНЕНКО».
3D-экскурсия

Врубелевский корпус

Археология

Коллекция археологии музея формируется с 1920-х гг., когда музей из Ленинградского отделения Государственного музейного фонда поступили предметы античного художественного ремесла. В их числе были амулеты из египетского фаянса, украшения из стекла и металла, небольшая коллекция резных камней и литиков. Небольшая часть предметов поступила из собрания Западно-Сибирского отдела Русского Географического общества. В 1988 г. собрание античного ремесла дополнилось коллекцией античной керамики и стекла, переданной из Государственного Эрмитажа.

Во второй половине 1980-х гг. археологическая коллекция включила в свой состав художественные изделия, найденные на территории Омского Прииртышья. С начала 1990-х гг. до 2012 г. были переданы предметы из археологических раскопок, произведённых на таёжной, лесостепной и степной территориях Омской области под руководством В. А. Могильникова, В. И. Матющенко, Б. А. Коникова, Л. И. Погодина, С. Ф. Татаурова, из археологических музеев Омского государственного университета имени Ф. М. Достоевского и Омского государственного педагогического университета.

Сформировался значительный раздел коллекции, отражающий особенности изобразительной деятельности населения Омского Прииртышья эпох древности и средневековья, благодаря чему хронологические рамки коллекции расширились: III тыс. до н.э. – XII в. (в том числе античное ремесло V в. до н.э. – V в. н.э.). В настоящее время собрание насчитывает около 1667 единиц.

Географические рамки коллекции охватывают центры античного мира – Аттика, Северное Причерноморье, Малая Азия, Бактрия, Восточный Туркестан, возможно Северный Китай, территория распространения археологических культур Омского Прииртышья.

В коллекции хранятся изделия из керамики, стекла, камня, бронзы, кости, железа, золота, серебра, а также художественный текстиль.

К эпохе раннего железного века, представленной в Прииртышье саргатской археологической культурой, относятся предметы из могильника Сидоровка. В фондах музея сосредоточены все наиболее значимые художественные изделия из этого курганного некрополя, характеризующие прикладное искусство, распространённое у кочевых народов в конце I тыс. до н. э. – начале I тыс. н. э.: золотые поясные пластины с изображением борьбы двух кошачьих хищников и дракона, фалары с изображением согнутого в кольцо крылатого дракона.

Чрезвычайно интересны предметы из другого комплекса саргатской археологической культуры – Исаковка I, который датируется II–IV вв. н. э. В их числе – золотые поясные прямоугольные пластины, украшенные композициями со сценами борьбы фантастических животных. Особый декоративный эффект придают этим изделиям цветные вставки, из которых до нашего времени хорошо сохранились бирюзовые. Сцены терзания запечатлены на пряжке портупейного ремня, на кинжальных подвесках, на обувных пряжках.

Серебряные чаши являлись, вероятно, культовыми сосудами для жертвенных возлияний. Изделия интересны не только декоративным решением, но прежде всего тем, что на их наружных стенках помещены надписи, являющиеся образцами письменности древней Парфии и Хорезма.

Золотые и серебряные изделия личного убранства, оружия и конской упряжи относятся к «звериному стилю», который характеризует искусство кочевых народов Евразии эпохи раннего железного века.

Коллекция эпохи средневековья представлена бронзовыми изделиями, выполненными в технике литья. В них запечатлены фигуры людей и образы, характерные для мышления таёжного населения: медведь, лось, птицы (орел, сова, филин).

Эпохой развитого средневековья (X–XII вв.) датируется ковш из археологического комплекса Кип. Назначение (поясной ковш), форма, общий контур предмета, особенно очевидный в ручке, типичны для тюркских народов. Расположение изображений по горизонтальным поясам является развитием древневосточной художественной системы. Сюжеты царских охот, терзания орлом зайца были распространены в ахеменидском Иране, мотив небесной охоты – у кочевников. Жанровая, на первый взгляд, сцена, изображающая погонщика с ослом, может восходить к ритуальному действу, известному у хеттов.

Создание сайтов в Омске: Веб-студия "Welcome!", 2013

© Омский областной музей изобразительных искусств имени М.А. Врубеля. 2012 г.

Старая версия сайта