3D-экскурсия

Врубелевский корпус

Уникальные исследования в музее

В начале 2018 года Омским музеем изобразительных искусств имени М. А. Врубеля было подписано соглашение о сотрудничестве с Московским музеем современного искусства, начало которому было положено два года назад, с проведения вставки Нико Пиросмани в Омске. В 2017 году специалистами научно-исследовательской лаборатории ММСИ были изучены произведения Михаила Ларионова и Ильи Машкова, предоставленные на выставку «Наив!Но».

Сегодня в музее проводятся исследования с помощью новейшего оборудования, специально привезенного из Москвы. И. В.Конова, О. Ю. Русакова и Е. В. Малькова занимаются комплексным изучением живописных полотен Ивана Айвазовского, Константина Коровина, Алексея Явленского, Василия Кандинского с применением рентгена, инфракрасного сканирования, различных видов фотографии, физико-химических микропроб. 


Рентгенографирование помогает обнаружить уже скрытую под слоем краски живопись, выявить более поздние дорисовки, места утрат и реставрации прежних лет. Так раскрывается замысел художника и история самого полотна.
Например, известную работу из собрания ООМИИ им. М. А. Врубеля «Три сестры на диване. H., Л. и Е. Самойловы» 1911 года Илья Машков написал, когда они были еще девочками, но изобразил их уже взрослыми барышнями. Рентгенографирование выявило, что художник, возможно, не сразу решил, как будет выглядеть в будущем средняя сестра, поэтому неоднократно переписывал ее лицо – изменял рисунок губ, делая их тоньше, щеки избавил от детской припухлости, иначе очертил брови.
Инфракрасная рефлектография (ИК-сканирование) позволяет увидеть скрытый под слоем загрязнений или старого лака авторский рисунок, переделки, а также «исчезнувшие» надписи и подписи. Так, самые последние исследования обнаружили, что на картине «Набережная восточного города» Иван Айвазовский предварительно делал наброски фигур людей в окне, но затем отказался от этого замысла. 
Микропробы позволяют определить, какие краски, грунт и лак использовал художник. 
На основе всего комплекса исследований специалисты составляют «паспорт произведения», неповторимый, как отпечаток пальца. Он же выступает «медицинской картой» для реставратора, позволяя ему «выписать рецепт»: какими методами и веществами можно «вылечить» ту или иную работу.

Исследования продолжаются, и уже получены первые результаты. Мы надеемся, впереди нас ждет еще немало открытий, и это сотрудничество будет продолжено!

Создано 7 июня 2018 | Просмотров 153

© Омский областной музей изобразительных искусств имени М.А. Врубеля. 2012 г.

Старая версия сайта