• Конкурс
  • Шедевры русской живописи
  • Выставка «МИКРОМИР АНАТОЛИЯ КОНЕНКО».
3D-экскурсия

Врубелевский корпус

Графика русская и зарубежная

Коллекция графики насчитывает более 2700 ед. хранения. Основную часть собрания составляют произведения печатной графики: все виды гравюр на металле и литография. Хронологические рамки коллекции – конец XVI – ХХ в. Кроме произведений отечественных мастеров, в фонде представлены практически все западноевропейские школы, Америка и Япония. Раздел рисунка насчитывает около 150 произведений. В основном, это работы русских мастеров XIX – начала ХХ в.

Историческое ядро коллекции составляет около 450 произведений, поступивших в 1924–1927 гг. через Государственный музейный фонд. В 1980-е гг. коллекция пополнялась за счёт даров и закупок из частных коллекций Москвы и Ленинграда.

Коллекция русской графики XVIII – начала XX в. насчитывает около 2000 экспонатов. Она отражает основные этапы развития отечественной гравюры и литографии. К наиболее значимым разделам фонда можно отнести литографию середины XIX в.: серии В. Ф. Тимма «Русские костюмы», И. С. Щедровского «Сцены из русского народного быта», П. М. Боклевского иллюстрации к «Ревизору» Н. В. Гоголя, П. П. Семечкина «Сцены из вседневного быта» по рисункам П. Ф. Федотова. К уникальным образцам русской литографии относится серия портретов деятелей русской культуры, выполненная Н. С. Войтинской (1909). Она расширяет известное представление об иконографии Корнея Чуковского, Зинаиды Гиппиус, Николая Гумилева, Александра Бенуа, Мстислава Добужинского и др.

Высокими художественными качествами отличается небольшая коллекция русского рисунка конца XIX – начала XX в. Произведения И. Е. Репина, К. Е. Маковского, К. Ф. Богаевского, А. Н. Бенуа, К. Н. Рериха, З. Е. Серебряковой, А. Я. Головина, К. С. Петрова-Водкина, Ф. А. Малявина отражают поиски новых идей и художественно-выразительных возможностей графического искусства.

Натурные рисунки Репина, Рериха, Остроумовой, Малявина вводят в научный оборот подготовительные материалы к известным художественным произведениям этих мастеров. К мало знакомым работам относятся рисунки Е. С. Кругликовой, среди них – «Осмотр туристами аббатства св. Михаила» (1906), который является групповым портретом деятелей русской культуры Серебряного века.

Коллекция зарубежной графики включает в основном репродукционные гравюры западноевропейских мастеров, выполненные в XVII–XIX вв. в различных техниках на металле и литографии. Офорты Дюрера, Калло, Рембрандта, Пиранези дают представление об авторской гравюре, в которой мастерство рисовальщика и гравера позволяют создать художественный образ, наполненный индивидуальным видением окружающего мира и человека. К исторически значимым образцам европейской гравюры относятся офорты Ф. Пиранези «Колонна Антонина» и «Колонна Траяна». Выполненные в определенном масштабе (1:10), они с документальной точностью воспроизводят рельефы знаменитых памятников античности.

Исторической достоверностью и высоким техническим мастерством отличаются гравюры из серии «Итальянские походы Наполеона», исполненные французскими мастерами первой половины XIX века.

Знаменитая коллекция живописи графа Брюля в воспроизведениях художников французской школы знакомит с работами мастеров различных эпох. Некоторые из них утрачены, и в настоящее время гравюры являются единственным документальным источником, позволяющим восполнить целостную картину истории формирования крупнейших частных собраний Европы.

К ценнейшим памятникам гравировального искусства принадлежит альбом, изданный в Лондоне в 1776 г., – «Рисунки в воспроизведениях лучших английских граверов», включающий более 60 композиций. Собранные из различных частных собраний Англии, они составляют богатейший материал по истории европейского рисунка, начиная с эпохи Возрождения. Кроме того, альбом является своеобразной энциклопедией гравировальных техник, которые разрабатывались специально для факсимильной передачи особенностей рисунка сепией, углём, акварелью.

Омский музей хранит уникальную коллекцию японской графики. Небольшая в количественном отношении, она обладает редким художественным и этнографическим материалом, посвящённым древнейшему народу восточного региона – айнам. Акварели, выполненные в середине XIX в. художником Б. Хирасавой, долгое время жившим среди айнов, повествуют об истории и традиционной культуре исчезающего народа.

В целом, коллекция русской и зарубежной графики имеет устойчивую «репутацию» классической. Она включает произведения, получившие отражение в истории искусства. Кроме того, в разделе графики хранятся памятники отечественной и зарубежной культуры, имеющие большой научный интерес для мирового сообщества.

<<Храбрый наш казак Крючков...>> Первая мировая война в образах и событиях. Из собрания Омского музея изобразительных искусств имени М. А. Врубеля. Каталог.

 

Истинный поэт природы... Произведения И.И Шишкина в собрании Омского музея изобразительных искусств имени М.А. Врубеля. Каталог. 

Создание сайтов в Омске: Веб-студия "Welcome!", 2013

© Омский областной музей изобразительных искусств имени М.А. Врубеля. 2012 г.

Старая версия сайта