• Конкурс
  • Шедевры русской живописи
  • Выставка «МИКРОМИР АНАТОЛИЯ КОНЕНКО».
3D-экскурсия

Врубелевский корпус

Иконы

Коллекция иконописи Омского областного музея изобразительных искусств имени М. А. Врубеля насчитывает 177 живописных произведений и 116 единиц меднолитой культовой пластики. Её хронологические рамки охватывают период XVI – начала XXI в. Восемьдесят процентов собрания икон относится к XIX в. Представлены иконописные центры Москвы, Петербурга, Киева, Палеха, Мстёры, однако преобладают работы уральского и сибирского письма.

Первые иконы, поступившие в музей в 1920-е гг. из Государственного музейного фонда, составляют историческое ядро коллекции, являются наиболее ранними и значимыми произведениями раздела. К ним относятся «Неделя Всех святых» московской школы XVI в., «Богоматерь Владимирская», исполненная в мастерских Оружейной палаты в XVII в., «Отечество» XVII в. Уникальным образцом иконописного искусства служат «Царские врата» XVII в. новгородской школы.

Планомерное формирование коллекции икон началось в 1970-е гг. Источники поступлений иконописного фонда традиционны: передачи экспонатов из запасников ведущих музеев России, дары, приобретения у частных лиц. Важным источником комплектования являются научные экспедиции, организованные музеем по сибирскому региону с целью поиска икон и предметов церковного обихода. В результате первых экспедиционных выездов собрание пополнилось памятниками «Богоматерь Смоленская Седмиезерная» XIX в., «Богоматерь Всех скорбящих Радость» XIX в.

В 1982 г. и 1984 г. состоялись передачи в музей произведений из Всесоюзного производственно-художественного комбината имени Е. В. Вучетича, результатом которых стало пополнение коллекции более чем на 20 экспонатов. Музей стал обладателем образцов поздней иконописи – «Вход Господень в Иерусалим» (XIX в.), «Рождество Богоматери» (Палех, XIX в.), «Богоматерь Трех Радостей» (XIX в.), «Преображение Господне» (XIX в.), «Пророк Даниил» (XIX в.), «Огненное восхождение Илии Пророка» (XIX в.) и др.

Более 30 произведений было передано в музей по приказам Министерства культуры. В 1984 г. 27 икон поступило в дар из Музеев Московского Кремля – «Успение Богоматери» (XIX в.), «Рождество Христово» (XIX в.), «Богоматерь Казанская» (XIX в.), «Георгий Победоносец» (XIX в.), «Сретение Господне» (XIX в.) и др. К исторически значимым образцам относится икона-парсуна «Святитель Димитрий, епископ Ростовский» XVIII в., являющаяся одним из ценных экспонатов коллекции музея не только в силу своих художественных достоинств, но и как достоверное изображение реального исторического лица – Дмитрия Ростовского, видного сановника церкви, занимающего одно из первых мест в Сибирском патерике.

В 1993 г. состоялась передача нескольких произведений из Государственного Эрмитажа, среди них – «Святой Антипа, епископ Пергамский» (XIX в), «Святые Флор и Лавр» (XIX в.), «Богоматерь Владимирская» (1806).

Коллекция дает возможность познакомиться с произведениями, созданными на Урале и в Сибири. Среди них – «Святые Иоанн Златоуст, Архангел Михаил, Митрофаний Воронежский» (Тобольск, XIX в.), «Спас» (Сибирь, XVIII в.), «Святые Власий и Модест» (Сибирь, XIX в.), «Симеон Верхотурский» (Урал, XIX в.). К иконам, имеющим историческую значимость, следует отнести особо чтимую сибирскую святыню «Богоматерь Абалакскую» (Сибирь, XIX в.). В 1990 г. в собрание музея поступает единственная подписная икона «Архистратиг Михаил», созданная в Омске в 1904 г. в мастерской иконописца М. С. Кубрина.

В 2000 г. музеем была приобретена первая икона современного автора, омского иконописца Г. А. Адаева «Богоматерь Игоревская», а затем им же написанные «Царственные страстотерпцы», «Омские священномученики: Сильвестр, архиепископ Омский, пресвитеры Михаил и Иоанн», «Богоматерь Ахтырская-Ачаирская».

Создание сайтов в Омске: Веб-студия "Welcome!", 2013

© Омский областной музей изобразительных искусств имени М.А. Врубеля. 2012 г.

Старая версия сайта