• Конкурс
  • Шедевры русской живописи
  • Выставка «МИКРОМИР АНАТОЛИЯ КОНЕНКО».
3D-экскурсия

Врубелевский корпус

Выставка «…Для вечной славы государства» Русская гравюра XVIII – начала XIX века

Выставка «…Для вечной славы государства» Русская гравюра XVIII – начала XIX века

Организаторы: Министерство культуры Омской области, Омский областной музей изобразительных искусств имени М. А. Врубеля

 

С 18 ноября 2015 года во Врубелевском корпусе работает выставка «…Для вечной славы государства». Русская гравюра XVIII – начала XIX века

Небольшая экспозиция из фонда русской графики Омского музея изобразительных искусств имени М. А. Врубеля знакомит с выдающимися памятниками русского гравировального искусства XVIII – начала XIX века.

Гравюры голландского мастера Адриана Шхонебека (1661–1705) «Усадьба Ф. А. Головина под Москвой» (1705) и Зубова Алексея Федоровича (1682/1683–1751) «Свадьба Петра I и Екатерины (1712) дают представление о первых успехах светского искусства Петровского времени. Они интересны своей документальной основой и стремлением запечатлеть новый уклад жизни и строительства Российского государства.

Первая четверть XVIII столетия в русской культуре ознаменована блестящим расцветом гравюры на металле. С ее развитием Петр I связывал задачи огромной государственной значимости. В одном из своих указов он писал: «… гравюра нужна, чтобы грыдоровать гистории, персоны, ланшампы, городы, строения и оных прославленных торжеств, служить для вечной славы государства». Задачи просвещения и пропаганды успехов во всех областях деятельности русского общества император не случайно связывал с гравюрой. С каждой печатной формы можно было получить до нескольких сотен оттисков, что позволяло в качестве посольских даров рассылать их ко дворам коронованных особ Европы. История в лицах и событиях формировала основные жанры гравюры.

 Гравюра петровского времени относится к разряду авторской, т. е. художник сочинял композицию (делал рисунок) и он же переводил ее в материал, гравируя доску и печатая тираж.

Первые светские гравюры в России созданы голландцами. Адриан Шхонебек был приглашен Петром для выполнения государственных заказов и для обучения гравировальному искусству молодых россиян. Талантливый А. Ф. Зубов стал его учеником и первым выдающимся мастером русской гравюры. Осваивая технику офорта у иностранца, Зубов использовал и опыт отечественных мастеров. Так, создавая пространство европейского интерьера в работе «Свадьба Петра», он населяет его героями русской истории и рисует их, используя элементы парсунного письма.

Гравированные портреты И. С. Клаубера, Н. И. Уткина и Томаса Райта, исполненные с живописных оригиналов В. Л. Боровиковского, Ж.–Л. Вуаля, Д. Доу, П. Делароша являются выдающимися произведениями репродукционной гравюры, расцвет которой наступает во второй половине XVIII – начала XIX века. Успехи русских граверов в это время связаны с деятельностью гравировального класса Императорской академии художеств, основанной в Петербурге в 1757 году. В числе первых педагогов был немецкий гравер И. С. Клаубер (1754 – 1817). Представленный на выставке портрет «Павла I» свидетельствует об уверенном мастерстве гравера и авторском понимании стилистики живописного оригинала.

Интерпретация произведения живописи средствами черно-белой гравюры – одна их сложнейших задач для мастера, владеющего искусством гравировки по металлу. Техника резцовой гравюры в сочетании с офортом позволили Н. И. Уткину (1780–1863) в «Портрете Екатерины II» создать произведение, по художественной значимости не уступающее живописному полотну В. Л. Боровиковского.  

«Портрет императора Александра I», с живописного оригинала Джорджа Доу, выполнен в технике пунктира английским художником Томасом Райтом (1792–1849). Это пример героического портрета, созданного в память о событиях войны 1812 года для Военной галереи Зимнего дворца. Его и сегодня можно увидеть в Эрмитаже.

«Хорошая гравюра, – писал А. Н. Бенуа, – часто гораздо точнее передает впечатление от оригинала, чем живописная копия». В этом утверждении есть большая доля истины, поскольку талантливый гравер всегда ставит перед собой творческую задачу – донести до зрителя средствами своего искусства истинную ценность оригинала.

 

Галина Севостьянова

ведущий научный сотрудник

хранитель фонда русской и зарубежной графики

Создано 6 ноября 2015 | Просмотров 1290

Создание сайтов в Омске: Веб-студия "Welcome!", 2013

© Омский областной музей изобразительных искусств имени М.А. Врубеля. 2012 г.

Старая версия сайта