• Конкурс
  • Шедевры русской живописи
  • Выставка «МИКРОМИР АНАТОЛИЯ КОНЕНКО».
3D-экскурсия

Врубелевский корпус

НИКО ПИРОСМАНИ Цикл «Мастера искусства XX века из собрания Московского музея современного искусства»

НИКО ПИРОСМАНИ Цикл «Мастера искусства XX века   из  собрания Московского музея современного искусства»

Правительство Москвы 

Департамент культуры города Москвы

Московский музей современного искусства

 

Правительство Омской области

Омский областной музей изобразительных искусств имени М. А. Врубеля

 

Дни Москвы в Омской области

 

НИКО ПИРОСМАНИ

Цикл «Мастера искусства XX века 

из  собрания Московского музея современного искусства»

 

со 2 по 28 августа 2016 года

Выставка произведений одного из признанных и почитаемых художников начала прошлого века – Николая Пиросманишвили, прозванного Нико Пиросмани – организована в рамках Дней Москвы в Омской области и приурочена к 300-летию города на Иртыше.

В экспозицию вошли 19 живописных работ, созданных Пиросмани в 1910-е годы, в наиболее плодотворный период его творчества.

Николай Пиросманишвили предположительно родился в 1862 году в бедной крестьянской семье в селе Мирзаани (Кахетия). Учился у странствующих художников, расписывавших вывески лавок. Самостоятельно начал работать со второй половины 1890-х годов, писал вывески для торговых заведений, декоративные панно, украшавшие духаны, картины и портреты на заказ. По большей части ему приходилось пользоваться красками собственного изготовления и определенного цветового набора, который при первом взгляде может показаться аскетичным, однако, в этой колористической лаконичности проявился незаурядный дар художника, склонного к монументальной форме, тяготеющей к особой целостности образа. Помимо картона и холста, он часто писал на клеенке.

Существенную часть сохранившихся работ Пиросмани, вероятно, как и утерянных, составляют вывески. Этот жанр в художественной практике конца XIX – начала XX века был чрезвычайно популярен. В составе экспозиции есть уникальная работа – вывеска для духана, владельцем которого был некий Созашвили, – «Компания заходите!». Интересен и портрет самого Созашвили, в приветственном жесте поднявшего руку с рогом вина. Часто повторяющимися и излюбленными мотивами у Пиросмани всегда оставались сцены грузинских застолий. В его творческом наследии немалое значение имеют и анималистические образы, но животные в его картинах не совсем похожи на свои реальные прообразы. Можно сказать, что все его изображения зверей «очеловечены», наделены своей «эмоцией», своим индивидуальным характером.

Пиросмани как художник долго не имел никаких контактов с представителями художественного мира. Только в 1910-х годах в профессиональных кругах Тифлиса к его творчеству появился интерес. Художник-футурист Кирилл Зданевич и его брат поэт Илья Зданевич открыли художественному сообществу талант Пиросмани. Он становится известным и востребованным как художник. Однако, несмотря на популярность в конце жизни, Нико остается бедняком, продолжает писать картины за еду, а мировая слава приходит к нему только после его смерти.

Смерть Пиросмани трагична, он скончался в Тбилиси 5 мая 1918 года. Его обнаружили в подвале дома на Молоканской улице, больного и беспомощного, три дня пролежавшего в одиночестве. Через полтора дня в больнице, куда его отвезли, он скончался. Местонахождение его могилы неизвестно.

Доброе и искреннее искусство Нико Пиросмани покоряет своей непосредственностью, художественной самобытностью и чистотой. Как художник и творец, он от рождения был наделен абсолютным чувством гармонии.

 

Пресс-показ состоится 2 августа в 14.00 по адресу: ул. Ленина, 3, Врубелевский корпус.

 

Открытие выставки состоится 2 августа в 15.00.

 

ВНИМАНИЕ! При воспроизведении в СМИ изображений работ Н. Пиросмани в подписях к ним обязательно указывать автора, название, дату создания, материал, технику, принадлежность произведений (Из собрания Московского музея современного искусства либо Из собрания ММОМА)

 

 

 

Нико Пиросмани. Лань. 1910-е. Картон, масло

 Из собрания Московского музея современного искусства

 


 

Нико Пиросмани. Пир. 1910-е. Клеенка, масло

Из собрания Московского музея современного искусства

Создано 5 июня 2016 | Просмотров 1718

Создание сайтов в Омске: Веб-студия "Welcome!", 2013

© Омский областной музей изобразительных искусств имени М.А. Врубеля. 2012 г.

Старая версия сайта