• Конкурс
  • Шедевры русской живописи
  • Выставка «МИКРОМИР АНАТОЛИЯ КОНЕНКО».
3D-экскурсия

Врубелевский корпус

ЕВСЕЙ МОИСЕЕНКО и ученики. К 100–летию со дня рождения художника

ЕВСЕЙ МОИСЕЕНКО и ученики. К 100–летию со дня рождения художника

 

 

24 августа – 25 сентября

 

Организаторы: Министерство культуры Омской области,

Омский областной музей изобразительных искусств имени М. А. Врубеля,

Ассоциация искусствоведов России

 

 К 100-летию со дня рождения известного советского мастера, народного художника СССР, действительного члена Академии художеств СССР, Героя Социалистического Труда, лауреата Ленинской премии, Государственной премии РСФСР имени И. Е. Репина, профессора Евсея Евсеевича Моисеенко (19161988) Омский музей изобразительных искусств имени М. А. Врубеля представляет выставку «Евсей Моисеенко и ученики». В экспозицию вошли произведения Е. Е. Моисеенко и его учителя А. А. Осмёркина, выпускников мастерской Моисеенко в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина: А. С. Дугаровой, В. Н. Куликова, В. С. Михайлова, А. М. Сундукова, В. И. Тюленева, А. А. Федосенко, А. А. Яковлева из собственных музейных фондов, а также из коллекций Городского музея «Искусство Омска» и Омской государственной областной научной библиотеки имени А. С. Пушкина. 

Проект не только знакомит зрителя с Моисеенко-художником, но и раскрывает еще одну его немаловажную ипостась – талантливого педагога.

Е. Е. Моисеенко – автор многочисленных тематических полотен, посвященных, главным образом, событиям Гражданской и Великой Отечественной войн, тонкий лирик в пейзажах и портретах близких людей. В его работах встречаются чувство и интеллект, эмоциональность и глубина, создавая сложное и волнующее сочетание. Творчество Моисеенко имеет ярко выраженные индивидуальные особенности.

Трудно переоценить роль Е. Е. Моисеенко в подготовке молодых творцов и его лидерство в художественном процессе второй половины XX века. В педагогике Моисеенко во многом стал продолжателем традиции, заложенной А. А. Осмёркиным, –  следование «строгой» школьной дисциплине постижения профессионального ремесла при свободе проявления творческой индивидуальности юного дарования. Но педагогическая практика Е. Е. Моисеенко явила и новаторство индивидуальных приемов, неразрывность личных творческих поисков с организацией учебного процесса. Моисеенко-педагог и Моисеенко-художник дополняли разные грани одного таланта. В своей педагогической деятельности он разрешал творческие проблемы (цвета, выразительности образа, композиции и т. п.), а при работе над картинами обдумывал вопросы, связанные с методикой преподавания специальных дисциплин в мастерской, помощи молодежи в овладении тайнами профессии. И здесь традиции старых мастеров – обучение «на личном примере», работа учеников-подмастерьев вместе с мастером оказались удачно совмещенными с инновациями современности, новыми «задачами» и функциями искусства и его роли в жизни общества.

Таким образом, «твердая» ученическая академическая основа, полученная в мастерской Е. Е. Моисеенко, стала залогом уникальности проявления творческого своеобразия известных художников, произведения которых включены в экспозицию выставки «Евсей Моисеенко и ученики». Ряд работ, созданных в первые 5–12 лет после окончания института (В. С. Михайлов, В. И. Куликов, В. И. Тюленев, А. А. Федосенко), являют собой пример следования некоторым живописно-пластическим и композиционным приемам учителя, что вполне закономерно.  Но дальнейшее их творчество самобытно, самостоятельно. Каждый из авторов прошел свой путь в поисках собственного языка, тем самым подтвердив слова Е. Е. Моисеенко: «Художника в итоге формирует сам человек, время, жизнь, а школа часто лишь присуждает это звание».

 

Краткая биографическая справка.

Родился 28 августа 1916 года в с. Уваровичи Могилёвской губернии. Пятнадцатилетним подростком отправился из глухого белорусского села в Москву, где в 1931 году поступил в Художественно-промышленное училище имени М. И. Калинина, на отделение росписи по металлу и папье-маше. Весной 1936 года поступил на живописный факультет Института живописи, скульптуры и архитектуры в Ленинграде. Здесь ему посчастливилось учиться у А. А. Осмёркина, художника высокой профессиональной культуры и сильного темперамента. Занятия прервала война: 5 июля 1941 года Моисеенко ушел добровольцем в народное ополчение. На подступах к Ленинграду он вместе со своей частью попал в окружение и фашистский плен. До апреля 1945 года находился в концентрационном лагере в Альтенграбове. Когда узники были освобождены союзными войсками, юношу по его желанию переправили на родину. Войну он закончил, сражаясь в 3-м Гвардейском кавалерийском корпусе.

После демобилизации в ноябре 1945 года возвратился в институт и в 1947-м блестяще его окончил, представив в качестве дипломной работы картину «Генерал Доватор». И хотя сразу же по окончании института его как зрелого мастера приняли в Союз художников СССР, дальнейшее продвижение и официальное признание для недавнего узника концлагеря было невозможно.

Положение меняется в 1950-х годах, после смерти И. В. Сталина. С 1956 года, когда Моисеенко впервые избрали в руководство Ленинградского отделения Союза художников СССР, началось его стремительное восхождение. С 1958 года – руководитель персональной живописной мастерской Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина. Профессиональную школу в его мастерской прошли около 190 выпускников. Напряженная педагогическая работа не мешала его собственному интенсивному творчеству и не прекращалась до конца его жизни. Скончался 29 ноября 1988 года в Ленинграде.

 

 

Открытие выставки состоится 24 августа в 17.00 по адресу ул. Ленина, 3.

 

Куратор – Фарида Буреева

 

Создано 19 мая 2016 | Просмотров 1200

Создание сайтов в Омске: Веб-студия "Welcome!", 2013

© Омский областной музей изобразительных искусств имени М.А. Врубеля. 2012 г.

Старая версия сайта