• Конкурс
  • Шедевры русской живописи
  • Выставка «МИКРОМИР АНАТОЛИЯ КОНЕНКО».
3D-экскурсия

Врубелевский корпус

Выставка «12 стульев из дворца, или В поисках сокровищ русской аристократии»

Выставка «12 стульев из дворца, или  В поисках сокровищ русской аристократии»

Организаторы: Министерство культуры Омской области, Омский областной музей изобразительных искусств имени М. А. Врубеля

 

21 декабря – 2017 год 

 

В год 300-летия Омска и в день рождения Омского областного музея изобразительных искусств имени М. А. Врубеля в 21 декабря в Генерал-губернаторском дворце начинает свою работу масштабная долговременная выставка «12 стульев из дворца, или В поисках сокровищ русской аристократии». В апреле 2016 года проект стал победителем XIII грантового конкурса «Меняющийся музей в меняющемся мире» Благотворительного фонда Владимира Потанина в номинации «Музейный дизайн».

Наше желание меняться направлено на создание нового образа Генерал-губернаторского дворца, памятника истории и культуры, за счет размещения в нем предметов дворцового искусства в современном прочтении под руководством омского концептуального художника, известного во всем мире транслятора сибирской идентичности и иронического взгляда на повседневную жизнь Дамира Муратова. Свою роль в работе над новой экспозицией он определил как «художник-оформитель – не дизайнер». Подобно тому, как иллюстратор создает изображения к литературному тексту, Д. Муратов своими работами-цитатами и авторскими сувенирами дополнил текст музейной выставки с заданной сюжетной линией романа «Двенадцать стульев» И. Ильфа и Е. Петрова. Принципиальным стал выбор техники исполнения – рисование эскизов карандашом и кистью как возврат к подлинному и настоящему искусству.

Новая экспозиция метафорически отзывается на актуальный вопрос: «Что такое музей изобразительных искусств?» Ответ эффектно и общедоступно помог дать роман И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев» – сатирическое произведение о формировании советских музеев путем конфискации крупнейших собраний искусства. Книга приоткрыла тайну притягательности работы сотрудников музея. Они занимаются «поиском сокровищ», но идут по пути главного героя литературного произведения Остапа Бендера наоборот: уже имея стул, ищут информацию о нем и весь гарнитур в других собраниях.

Но выставка не только о стульях. Популярно-тематическая экспозиция рассказывает почти детективные истории о национализации и обезличивании знаменитых дореволюционных коллекций и обстановке богатейших дворцов Петербурга и Москвы, создании Государственного музейного фонда и распределении сокровищ по всему Советскому Союзу, сохранении и реставрации памятников культуры и возвращении добрых имен их прежним владельцам.

 

Первый зал «Брак по расчету» преимущественно посвящен коллекции князей Юсуповых, в лучшие годы вызывавшей зависть даже у российских императоров, а после октябрьской революции 1917 года обогатившей собрание Государственного Эрмитажа. В этом тематическом разделе представлены произведения искусства, названные спасавшими их специалистами Государственного музейного фонда «достоянием республики».

Именно этот зал отвечает на вопрос «Что такое музей?». Экспонаты наглядно представляют историю создания Омского музея изобразительных искусств имени М. А. Врубеля. Его основатель и первый директор Федор Васильевич Мелёхин всего лишь за год упорной работы сумел организовать из художественного отдела Западно-Сибирского Краевого музея самостоятельную картинную галерею. Причем именно его личное видение определило, «каким быть новому музею». Он стремился создать «кабинет редкостей» в Сибири, «где художественных запросов у масс почти еще не существует, где только что начинается работа по эстетическому воспитанию, там особенно необходимо стимулировать таковые запросы импозантностью коллекций, допуская иногда ради этого между подлинниками и подделку, если она красива, близка к подлиннику и может импонировать массе своей декоративностью» (из письма Ф. В. Мелёхина). Таким образом, задача первого зала – рассказать о профессии музейного хранителя.

 

Второй зал «Контора пишет» представляет живописную коллекцию канцлера А. М. Горчакова, а также документы, находящиеся в свободном доступе и открытые для самостоятельного изучения. Здесь каждый может сесть за стол архивариуса, полистать описи национализированных коллекций и увидеть «ордера» на распределение сокровищ. Архивные документы содержат не только сухие исторические факты, но и эмоциональные переживания, которыми хочется поделиться. Экспозиция дополнена книгами и альбомами по истории музея и дворца. Следуя сюжеты романа «Двенадцать стульев», зритель попадает к архивариусу Варфоломею Коробейникову и находит ордера на распределение предметов мебельного гарнитура по городам Советского Союза. Таким образом, второй зал рассказывает о профессии научного сотрудника музея – историка и искусствоведа по образованию, работающего с архивными документами с целью выяснения «биографий» предметов и их владельцев.

 

Третий зал «Богатство, бьющее через край» знакомит с масштабом распространенности вкусов Эллочки-людоедки. На примерах подделок, подражаний и копий, обеспечивающих потребность людей в статусных вещах, музей ставит зрителя перед выбором – быть или казаться? Здесь поднимается вопрос о коммерческой оценке предмета искусства и дается возможность ознакомиться с каталогами всемирно известных аукционных домов. Согласно сюжету романа «Двенадцать стульев» зритель попадет в «будуар Эллочки-людоедки». Третий зал рассказывает о профессии музейного эксперта и проблемах атрибуции неизвестных и анонимных произведений.

 

Четвертый зал «По долгу службы» рассказывает, какие стулья «вскрывали» музейные реставраторы, и что они там нашли, какие секреты хранит музейный шкаф и ко всем ли замкам музейные специалисты изготовили ключи-отмычки. Здесь демонстрируются предметы, находящиеся в процессе реставрации, и отчетные фотодокументы, позволяющие заглянуть внутрь музейного экспоната. Зрителю предоставляется возможность осознать, почему на музейном стуле нельзя сидеть, из музейной чашки нельзя пить, а в музейную вазу нельзя ставить цветы. Следуя за развитием сюжета романа «Двенадцать стульев», зритель попадет в «Музей мебельного мастерства». Здесь демонстрируются прошедшие комплексную реставрацию предметы мебельного гарнитура фирмы братьев Гамбс, ранее украшавшие интерьеры Мраморного дворца Санкт-Петербурга.

 

В пятом зале «Клубный стул» посетители узнают, какие экспонаты можно считать «бриллиантами» омской коллекции. Инкогнито сохраненные в Сибири императорские коллекции теперь раскрывают свои тайны. Произведения, представленные в этом разделе путеводителя по выставке, объединены по принципу «самые-самые», как наиболее известные и прославленные экспонаты Музея имени М. А. Врубеля. Пятый зал показывает профессию экскурсовода. Здесь можно познакомиться с принципом: «вы не узнаете, что является шедевром, пока вам это не объяснят». Почти каждый экспонат музейной коллекции содержит в себе большое количество информации. Явной она становится только в результате исследования. Выставка поясняет, в чем состоит работа научного сотрудника, хранителя, педагога, гида, в чем ее прелесть. Каждый день понемногу изучая экспонаты и влюбляясь в некоторые из них, сотрудники музея углубляются в их собственную и владельческую биографию… Постепенно они становятся драгоценными для них, а после просветительской деятельности приобретают статус всеобщих сокровищ.

 

Шестой зал «Союз меча и орала» посвящен Омску и провозглашению его «третьей столицей» при Верховном правителе России А. В. Колчаке. Экспонаты рассказывают об омских дореволюционных собраниях искусства, коллекционерах и их судьбах. Этот зал знакомит с профессией краеведа. Здесь демонстрируются предметы из омских коллекций, завещанные и переданные в дар городу. В их числе собрания восточного искусства. Впервые после реставрации на выставке показаны два вышитых китайских панно в бархатных рамах, переданных в музей П. В. Вологодским, председателем Совета министров при Верховном правителе России адмирале А. В. Колчаке. Зрителю представлены иранские предметы в технике чеканки по металлу из коллекции В. В. Едличко, старшего председателя омской судебной палаты, тайного советника, мецената и учредителя «Омского общества художников и любителей изящных искусств Степного края». Коллекция китайских ваз позволяет рассказать о собирательской работе Западно-Сибирского отделения Императорского Русского географического общества. Впервые единым комплексом демонстрируются предметы из упраздненного в 1932 году Художественно-промышленного техникума имени М. А. Врубеля. 

Создано 27 мая 2017 | Просмотров 3056

Создание сайтов в Омске: Веб-студия "Welcome!", 2013

© Омский областной музей изобразительных искусств имени М.А. Врубеля. 2012 г.

Старая версия сайта