• Конкурс
  • Шедевры русской живописи
  • Выставка «МИКРОМИР АНАТОЛИЯ КОНЕНКО».
3D-экскурсия

Врубелевский корпус

Выставка к 200­-летию со дня рождения «Иван Айвазовский. Живопись из собрания Омского музея изобразительных искусств имени М. А. Врубеля»

Выставка к 200­-летию со дня рождения «Иван Айвазовский. Живопись из собрания Омского музея изобразительных искусств имени М. А. Врубеля»

14 июля – сентябрь 

Организаторы: Министерство культуры Омской области,

Омский областной музей изобразительных искусств имени М. А. Врубеля

 

Иван Константинович Айвазовский (1817–1900) занимает исключительное место в истории мировой пейзажной живописи. Выдающийся мастер морского пейзажа по сей день остается одним из самых известных и признанных живописцев русской школы.

Айвазовский написал более шести тысяч картин, объединенных темой моря. Он был одним из последних и самых ярких представителей романтического направления в русской живописи. Художник искал в природе мотивы, способные поразить воображение зрителя, захватить его необычностью сюжета, трагичностью положений. Само содержание картин – бури, грозы, кораблекрушения – влекло его на путь романтического раскрытия живописного образа. Он избирает сюжеты, в которых с наибольшей полнотой и яркостью могли быть выявлены эмоции художника. Но все, что он изображал, было не «выдумано» и не только «воображено», а много раз прочувствовано, пережито, подсмотрено в самой действительности. Это насыщает его искусство реалистическими чертами. Романтизм ранних произведений Айвазовского органически сложился под влиянием той среды и обстановки, в которой он с детства жил и творчески развивался.

В России идею моря как романтической стихии впервые воплотил в картине Максим Никифорович Воробьев. Он сделал предметом своего пейзажа бесконечность пространства, поразив зрителя «одой из воздуха, воды и света». М. Н. Воробьев создал целую школу, оставившую заметный след в истории русского пейзажа. Питомцами его мастерской были А. П. Боголюбов, Л. Ф. Лагорио – художники, чьи картины также можно увидеть в нашем музее. Но достижения учителя померкли перед славой его самого знаменитого ученика – И. К. Айвазовского.

Будущий певец моря родился 17 июля 1817 года в Феодосии. Рано проявившийся талант его был замечен городским архитектором, по чьей рекомендации мальчика определили в Симферопольскую гимназию, а затем в Петербургскую Академию художеств (1833), где уже через два года он представил на выставку свою первую значительную работу – «Этюд воздуха над морем» (впоследствии за особые успехи курс обучения талантливого студента был значительно сокращен). Затем Айвазовский много работал над видами с натуры и как художник участвовал в военной экспедиции кораблей Черноморского флота под командованием адмиралов М. П. Лазарева, В. А. Корнилова и П. С. Нахимова.

В 1840 году по решению Совета Академии художеств он был командирован в Италию, где приобрел необычайную популярность. «В каждом магазине, – сообщает будущий ректор Академии Ф. И. Иордан, – продаются виды моря "под Айвазовского"». Великий английский пейзажист У. Тернер посвятил ему стихотворение и назвал гением; в 1843 году Айвазовский путешествовал со своей выставкой по Европе и покорил Париж, Амстердам, Лондон... Возвратившись в Россию, он получил звание академика и должность «живописца Главного морского штаба». Однако высокое положение придворного живописца не прельстило художника.

В 1845 году он переехал в Феодосию, чтобы иметь возможность постоянно жить на берегу Черного моря и быть независимым в творчестве. Здесь, в Феодосии, в мастерской, которую он сам себе построил, были созданы лучшие марины мастера: «Девятый вал», «Радуга», «Черное море»... Здесь же и закончилась блистательная жизнь прославленного мариниста: он умер 19 апреля 1900 года за работой над картиной «Взрыв турецкого корабля».

В собрании Омского музея изобразительных искусств имени М. А. Врубеля хранятся восемь работ Айвазовского периода 1850–1890­х годов. Произведения 1850­х годов отмечены яркой печатью романтизма. В это время художника привлекали исключительные и эффектные явления природы: необузданная, грозная морская стихия, ослепительные закаты и восходы солнца, южные ночи с таинственным лунным освещением.

Пейзаж «Остров Патмос», написанный в 1851 году, передает игру изменчивого лунного света на поверхности бурной воды. Контраст ярких бликов и глубоких теней сообщает пейзажу особую глубину переживания и таинственность. По евангельской легенде считается, что на скалистом, пустынном острове Патмос в Эгейском море, который во времена ранних христиан служил местом ссылок, была написана самая загадочная книга Нового Завета – Апокалипсис (Откровение Иоанна Богослова – одного из любимых учеников Иисуса Христа), книга, повествующая о судьбах и конце мира.

 

К романтическому периоду относится и «Набережная восточного города» (1852), где особое звучание картине придает удивительно переданное освещение и выразительная группа людей в восточных одеждах. Величавое спокойное море, парусные корабли, словно парящие в воздухе, вызывают в памяти поэтические строки:

 

Безмолвное море, лазурное море,

Стою очарован над бездной твоей...

                                                                          В. А. Жуковский                   

 

В 1850­е годы в творчестве Айвазовского все чаще появляются «сухопутные» мотивы. В бескрайних крымских степях художника привлекал поистине эпический простор, видимо, вызывавший в нем те же чувства, что и морские дали. В Омском музее хранится работа «Овцы» (1858), изображающая отару овец на равнине, залитой интенсивным ярко­оранжевым светом заходящего солнца; игра косых солнечных лучей на спинах овец напоминает пенные барашки морских волн.

В 1873 году Айвазовским была написана картина «Буря на Черном море», характерная для его творчества своим сюжетом. Романтическая направленность произведения сохраняется, но колорит становится более строгим: сдержанное цветовое решение построено на тонко разработанной гамме холодных серо­зеленых тонов. Айвазовский заставляет нас почти физически ощутить бушующую стихию. Ветер срывает с гребней волн мелкую водяную пыль; сквозь ее завесу мы видим яростные волны, смутный силуэт потерпевшего крушение корабля, очертания скалис­того берега. Художник всегда мастерски писал разбивающуюся
о прибрежные камни волну. Он умел придать ей живое движение и показать, как она, обессилев после удара о скалу, мелкими струйками стекает по уступам скал, омывая их и сообщая камням блеск и глубину цвета.

 

Небольшой пейзаж этюдного характера «Берег Ялты» (1885), очевидно, написан с натуры. На склоне лет Айвазовского захватило желание показать умиротворенное море, и он написал несколько маленьких картин, в которых передал тонкую прелесть тихих, влажных солнечных дней на берегу моря, когда солнце, пронизывая легкую дымку, стоящую в воздухе, создает едва уловимую «жемчужную» пелену.

Составляющие гордость Омского музея произведения замечательного мастера убедительно демонстрируют достижения отечественной художественной школы. 

 

Выставка работает по адресу: ул. Ленина, 3, все дни, кроме понедельника, с 10.00 до 19.00 (касса - до 18.00)

Создано 14 июля 2017 | Просмотров 268

Создание сайтов в Омске: Веб-студия "Welcome!", 2013

© Омский областной музей изобразительных искусств имени М.А. Врубеля. 2012 г.

Старая версия сайта