• Конкурс
  • Шедевры русской живописи
  • Выставка «МИКРОМИР АНАТОЛИЯ КОНЕНКО».
3D-экскурсия

Врубелевский корпус

Выставка «Владея ценным сокровищем…»

Выставка «Владея ценным сокровищем…»

Русский рисунок и акварель XIX – начала XX века из коллекции

Омского музея изобразительных искусств имени М. А. Врубеля

(0+)

 Работает с 6 февраля

Организаторы: Министерство культуры Омской области, Омский областной музей изобразительных искусств имени М. А. Врубеля

Омский музей изобразительных искусств имени М. А. Врубеля продолжает знакомить зрителей с произведениями русских мастеров рисунка и акварели XIX – начала XX века. Переданные в 1920-е годы из Государственного музейного фонда, а также приобретенные у частных коллекционеров Омска, Москвы, Ленинграда и других городов России в 1980–1990-е годы произведения М. Н. Воробьева, А. О. Орловского, В. Е. Маковского, И. И. Шишкина, Л. С. Бакста, Н. К. Рериха, А. Я. Головина, К. С. Петрова-Водкина, З. Е. Серебряковой по праву вошли в классический раздел омского собрания.

Выставка демонстрирует различные виды рисунка – подготовительные эскизы, этюды, натурные зарисовки, законченные станковые композиции – и знакомит с жанровыми предпочтениями художников разных стилевых направлений.

Безусловный интерес представляют произведения выдающихся мастеров первой половины XIX столетия. Наиболее ранний в их ряду рисунок Александра Осиповича Орловского (1777–1832) «Рыцарь» (1809) – дань романтическим традициям западноевропейского искусства с его ориентирами на возвышенные образы героев. Акварель «Архитектурный пейзаж» (1837) (название условное) выполнена Максимом Никифоровичем Воробьевым (1787–1855). Его композиция соотносится с образцами видовой графики, характерной для мастеров немецкой школы.

В последней четверти XIX века к пейзажу потянулись многие русские мастера, включая тех, кто уже получил признание, работая в других жанрах. Не остался в стороне от новых веяний и Владимир Егорович Маковский (1846–1920), известный художник-передвижник, мастер популярных в народе жанровых картин. И хотя пейзаж не занимал значительного места в его творчестве, работа на пленэре сыграла немаловажную роль в развитии его искусства.

Русскую пейзажную графику невозможно представить без работ «богатыря русского леса», одного из лучших рисовальщиков в России Ивана Ивановича Шишкина (1832–1898). В основе его картин всегда лежал этюд, эскиз или карандашный набросок, выполненный с натуры. Свидетельство тому – обширное графическое наследие художника. На выставке представлен его рисунок «Ели» (1894).

Один из лучших акварелистов России Альберт Николаевич Бенуа (1852–1936) всю свою творческую жизнь посвятил этой технике. «Вид со станции “Казбек”» (начало XX века) демонстрирует попытку художника создать большеформатную акварельную картину. Для Константина Федоровича Богаевского (1872–1943) источником вдохновения и творческих поисков стала древняя Киммерия. «Крым» (1908) и «Воспоминание о Мантенье» (1910) – картины, в которых живет дух истории Восточного Крыма с ее культурными слоями давно ушедших цивилизаций.

Рисунки и акварели в творчестве русских художников занимали значительное место во многом благодаря их прикладному назначению. Изучение этого материала в музейных или частных коллекциях нередко приводит к открытиям, отражающим этапы создания прославленных произведений живописи.

Впервые за 25 лет после реставрации на выставке можно увидеть рисунок Ильи Ефимовича Репина (1844–1930) «Старик с костылем» (1879). Созданный в пору работы над грандиозным живописным полотном «Крестный ход в Курской губернии» (1880–1883, Государственная Третьяковская галерея) омский натурный рисунок, по всей вероятности, – один из подготовительных эскизов Репина.

К малоизвестным произведениям принадлежит и рисунок Алексея Петровича Боголюбова (1824–1896) «Дело Скрыдлова на Дунае» (не позднее 1881). C полным основанием он мог служить подготовительным материалом для создания в 1881 году знаменитой картины «Дело лейтенанта Скрыдлова на Дунае» (Центральный военно-морской музей). Она была написана в память о событиях русско-турецкой войны 1877–1878 годов по заказу императора Александра II.

Произведения Николая Константиновича Рериха (1874–1947) в коллекции музея занимают особое место. На выставке представлен эскиз «Замок» (1914) к картине «Град обреченный» (1914, частная коллекция), в которой художник выразил свои чувства, вызванные событиями Первой мировой войны.

Городской пейзаж в русской графике не получил широкого развития, но в полной мере нашел отражение в творчестве некоторых художников Серебряного века. На выставке представлены два рисунка Константина Федоровича Юона (1875–1958) «Базар в Угличе» (1910-е) и «Городская площадь. Троице-Сергиев Посад» (1910-е).

Имена забытых авторов в последнее время возвращаются к нам не только своими произведениями, но и судьбами, связанными с непростыми страницами нашей истории. Александра Петровна Шнейдер (1863–1941) – мастер акварельной живописи, активная участница выставок «Общества русских акварелистов». «Осенний пейзаж» (1905), включенный в экспозицию, является великолепным образцом салонного искусства начала XX века. В его основе лежит работа с натуры в имении Э. Р. Остен-Сакен, расположенном в селе Старцево Орловской губернии.

Александр Яковлевич Головин (1863–1930) принадлежит плеяде выдающихся мастеров-новаторов, воплотивших современные идеи сценографии в оперных и драматических театрах России. В экспозиции представлен эскиз декорации второго акта к пьесе Г. Ибсена «Маленький Эйольф» (1903–1904).

К ярким и самобытным произведениям относится композиция Елены Захаровны Земляницыной (1889–1941) «Поводырь с ослами» (1915). Выполненный талантливой ученицей И. Я. Билибина и Н. К. Рериха, он передает атмосферу восточной сказки с ее неспешным ритмом жизни героев и экзотической красотой природы.

Творчество Зинаиды Евгеньевны Серебряковой (1884–1967) на выставке представлено портретным рисунком «Молодая бретонка» (1935). Своеобразная национальная красота модели передана в артистически-свободной живописной манере, в основе которой чувствуется крепкий реалистический рисунок.

Рисунок и акварель из коллекции Омского музея изобразительных искусств имени М. А. Врубеля, показанные на выставке, не только расширяют представление о творчестве выдающихся художников XIX – начала XX века, но и доносят до зрителя непосредственные впечатления от природы, повседневной жизни человека, событий русской истории. Обращаясь к искусству мастеров русской графики, можно вспомнить изречение великого Микеланджело: «Тому, кто так многого достиг, что овладел рисунком, я скажу, что он владеет ценным сокровищем».

Галина Севостьянова

Выставка работает с 6 февраля во Врубелевском корпусе музея (ул. Ленина, 3).

Вход – по билетам на постоянную экспозицию музея.

Стоимость билета на выставку: взрослый - 150 руб, пенсионеры и школьники  - 50 руб, дошкольники - 20 руб,  студенты государственных вузов - бесплатно. 

Создано 5 февраля 2018 | Просмотров 909

Создание сайтов в Омске: Веб-студия "Welcome!", 2013

© Омский областной музей изобразительных искусств имени М.А. Врубеля. 2012 г.

Старая версия сайта