3D-экскурсия

Врубелевский корпус

Выставка «АЛЕКСАНДР ЛЕЛЯКИН. ГОРОДСКОЙ РОМАНС. ДРУГАЯ ФОТОГРАФИЯ»

Выставка «АЛЕКСАНДР ЛЕЛЯКИН. ГОРОДСКОЙ РОМАНС. ДРУГАЯ ФОТОГРАФИЯ»

Организаторы: Министерство культуры Омской области,

Омский областной музей изобразительных искусств имени М. А. Врубеля

 (7+)

 

7 марта – апрель

 

Почему «Городской романс»?

Был такой стилистически размытый музыкально-поэтический жанр в России XIX–XX века, который во второй половине двадцатого столетия стал перерождаться в «шансон», свою эстрадно-глянцевую версию.
Городской романс – своеобразная смесь романса, народной, бардовской, кабацкой и блатной традиций, потому и назывался городским, что был абсолютно неформален. Он звучал отовсюду: из дворов и подворотен, общежитий и цехов, кухонных окон, тенистых парковых аллей.

При всем разнообразии тем и музыкальных стилей была у жанра своя фирменная фактура: нарочитая заметная «всеобщая неприглаженность», трехаккордно-зарифмованная «обшарпанность» и слегка героизированная проза жизни. Лучшие образцы городского романса «не чурались» даже философии. Распространен был также прием, когда песня превращалась в короткий законченный рассказ-историю с моралью в конце или без нее.
Автор фотосерии постарался с иронией, юмором и сопричастностью материализовать часть из перечисленного в графической плоскости. Он исползал этот город в поисках обыденности, которая была бы ему интересна. Он помнит кое-какие городские трещинки, знает кое-какие милые грустности и несуразности. Автор «написал» во многих отпечатках серии «Городской романс» – мини-истории, которые при желании можно «прочитать».  Ему не интересна простая фиксация момента, его увлекает «проживание» кадра. 

 

Почему «другая» фотография?

Она дает автору возможность:

- приобщиться к ИСТОКАМ фотографических печатных процессов**, изобретенных до нашествия массовой фотографии и цифровой фотопечати;

- импровизировать, не опасаясь экспериментов и артефактов, и руками создавать другую образность или измененную по собственному усмотрению реальность;

- покрасить*** мир, сделать его более сумрачным, таинственным, интересным – более драматичным. Хороший американский художник Эндрю Уайет как-то справедливо заметил: «Если Вы теряете драму, Вы теряете искусство».



Все листы серии, без исключения (общее число их пока – 70, в экспозиции представлены – 55), напечатаны вручную, акриловыми красками на синтетической бумаге «polylith». Засветка негатива осуществлялась галогеновой лампой 1000 Вт, экспозиция – контактная. Техника печати – старинный, изобретенный на заре фотографии процесс – темперапринт****.
Автор очень надеется серию продолжать, ибо ее фактуры и темы хоть и не бесконечны, но безграничны, как наша разнооттеночная жизнь. Нужно только уметь обращать внимание на кое-какие трещинки, грустности и несуразности.

______________________________________________________________________________

*  «Другая», «альтернативная» или «пикториальная» фотография (от англ. «pictorial» – живописный, картинный) – направление в современной фотографии, возрождающее интерес к ней как к искусству, как к объекту для творческого эксперимента и проявления авторской индивидуальности и в техниках съемки, и в техниках фотопечати.


**  К истокам фотографических печатных процессов можно отнести ручную фотопечать, изобретенную учеными во второй половине XIX – начале XX века, предназначенную для перенесения картинки с фотопластинки или фотопленки на непрозрачный, как правило, бумажный носитель. При этом используются как натуральные компоненты (гуммиарабик, яйцо и пр.), так и химические (железосинеродистый калий, аммония дихромат и пр.). Основные аутентичные техники ручной фотопечати: амбротипия, гумбихромат, гумойл, жидкая эмульсия, зиатипия, карбонпринт, литпечать, ойлпринт, палладиотипия, соляная печать, темперапринт, цианотипия.

***  В основе отпечатка в данном случае лежит цифровой кадр с компактной камеры Nikon P7100. Режим съемки (монохромный) и формат кадра (1:1 квадрат) заданы на программном уровне. Поэтому «покрасить мир» означает расцветить картинку ПРИ ПЕЧАТИ в нужной автору гамме в зависимости от его эмоционального настроя и ощущений, связанных с моментом съемки, обрывочно хранимых в памяти.

**** Темперапринт – один из самых интересных, не совсем предсказуемых, много результативных и трудоемких процессов фотопечати. И чуть ли не единственный, дающий возможность получать цветные отпечатки. Temperaprint-эмульсия – важнейший элемент Temperaprint-процесса состоит из трех основных частей – яйца, сенсибилизатора и красящего вещества и представляет собой светочувствительную смесь. Как любая фотографическая эмульсия, при своем приготовлении она требует отсутствия света, но ее чувствительность меньше чувствительности обыкновенной фотографической эмульсии, поэтому ограниченное время с ней можно работать при свете лампы накаливания мощностью не более 60 Вт. Солнце и дневной свет должны быть полностью исключены. Temperaprint-эмульсия полупрозрачна, поэтому специфика печатного процесса состоит в последовательном наложении слоев на субстрат (покрытие и проявка), в результате которого создается тонально насыщенное изображение.

                                                                                                      Александр Лелякин

 

Об авторе


Лелякин Александр Сергеевич – вольный художник (график, дизайнер, художник-фотограф).
Родился 16 ноября 1962 года в Омске.
Участник городских, краевых, всероссийских, международных выставок графики, дизайна и фотографии. Автор трех персональных фото-выставок: «Cityродина» (галерея «Can Baste», Барселона, Испания, 2008), «Cityродина» (галерея Модного дома Роба, Омск, 2009), «В движении. Другая фотография» (ООМИИ им. М. А. Врубеля, Омск, 2010).
В профессии 25 лет (с 1992), специализируется в графическом и книжном дизайне. Сотрудничает с издательствами Омска и Санкт-Петербурга.

Работы хранятся в Государственном Русском музее, Городском музее «Искусство Омска», в Омском областном музее изобразительных искусств имени М. А. Врубеля, в Кемеровском областном музее изобразительных искусств. 

 

Стоимость билета на выставку: взрослый - 150 руб, пенсионеры и школьники  - 50 руб, дошкольники - 20 руб,  студенты государственных вузов - бесплатно. 

Создано 15 октября 2017 | Просмотров 2107

© Омский областной музей изобразительных искусств имени М.А. Врубеля. 2012 г.

Старая версия сайта