3D-экскурсия

Врубелевский корпус

Выставка «ИРТЫШ ТЕЧЕТ НА СЕВЕР» в рамках межмузейного проекта компании «НОРНИКЕЛЬ» «Освоение Севера. Тысяча лет успеха»

Выставка  «ИРТЫШ ТЕЧЕТ НА СЕВЕР»  в рамках межмузейного проекта  компании «НОРНИКЕЛЬ»  «Освоение Севера. Тысяча лет успеха»

 

15 августа – 30 сентября

 

Межмузейный проект «Освоение Севера. Тысяча лет успеха», инициатором которого выступила компания «Норникель», направлен на привлечение интереса к истории русского Заполярья и популяризацию уникальных «северных» коллекций из собраний музеев Москвы, Санкт-Петербурга, Великого Новгорода и других городов России.

В течение 2017–2019 годов в рамках проекта музеи девяти регионов России рассказывают о яркой, полной драматизма и захватывающих приключений истории русского пути на Север с помощью всего арсенала выставочных средств, доступных сегодня музейщикам. В 2017 году был осуществлен первый этап проекта под общим названием «Три столицы», объединивший Великий Новгород, Москву и Санкт-Петербург. В 2018 году в проект вступили Выборг, Омск и Пермь. В 2019 году эстафету подхватят Мурманск, Архангельск, Норильск.

Из всех городов-участников проекта «Освоение Севера. Тысяча лет успеха» граничащий с Казахстаном Омск оказался самым южным. Однако его роль в освоении северных территорий, включая арктическое побережье, не вызывает сомнений. Однако его роль в освоении северных территорий, включая арктическое побережье, не вызывает сомнений. Город расположен на пересечении путей: с запада на восток через него проходит железнодорожная Транссибирская магистраль, а с юга на север – судоходная река Иртыш. Основанный в 1716 году Иваном Бухгольцем в ходе экспедиции, целью которой был розыск рудных и золотых месторождений, открытие и изучение торговых путей в Индию и Китай, Омск в последующем становится отправной точкой для многих научных и торгово-промышленных экспедиций. Активная деятельность по изучению Сибири и Центральной Азии началась после создания в городе в 1877 году Западно-Сибирского отдела Русского Императорского географического общества. В XX столетии направление экспедиций в силу различных обстоятельств меняется. Выход к Карскому морю и Северному Ледовитому океану, освоение Северного морского пути, конвои в период Великой Отечественной войны, строительство Трансполярной магистрали, разведка и добыча нефти и газа, строительство новых городов связаны с историей и культурой Омска прошлого века.

Именно этим событиям и посвящена выставка «Иртыш течет на Север», объединившая художественные, документальные, этнографические, археологические, вещественные коллекции музеев и архивов Омска, Салехарда, Санкт-Петербурга. Экспозицию составляют три больших исторических раздела.

 

Освоение Северного морского пути

В результате столыпинских реформ в начале ХХ века началось активное экономическое развитие Сибири, подъем ее сельского хозяйства. Еще до начала Гражданской войны и интервенции планировалось вывезти из Сибири по рекам к Карскому морю, а оттуда в Архангельский порт до 800 тысяч пудов зерна. Взамен из европейской части страны и из-за границы предполагалось доставить в устья сибирских рек, а затем переправить в обжитые районы сельскохозяйственные машины, станки и промышленные товары. 25 апреля 1919 года правительство А. В. Колчака образовало Комитет Северного морского пути.

В истории освоения Северного морского пути заслуги А. В. Колчака бесспорны не только как исследователя, но и как организатора. Благодаря его знаниям, настойчивости и энергии, состоялась первая Карская хлебная экспедиция, реально доказавшая возможность использования трасс арктических морей в качестве надежных транспортных артерий. Для обеспечения судов Северного морского пути углем в 1919 году А. В. Колчак снарядил экспедицию в Норильский район. Ее возглавил Николай Николаевич Урванцев – молодой геолог, окончивший в 1918 году Томский политехнический институт и открывший на Таймыре месторождения медно-никелевых руд. В результате появился город Норильск и промышленный гигант «Норильский Никель», выступивший генеральным партнером выставки.

После установления на Севере и в Сибири советской власти процесс освоения Северного морского пути получил активное продолжение. Наступила эра советских Карских экспедиций, связавших города Сибири (Омск, Новосибирск, Красноярск) между собой и с другими государствами (Великобритания). Научные и экономические итоги этих предприятий 1920–1931 годов оказались весьма значительными. Были составлены точнейшие судоходные карты и лоции юго-западной части Карского моря, низовьев Оби и Енисея. Карский морской путь превратился в крупное международное лесоэкспортное предприятие, давшее сибирской древесине выход на мировой рынок. Карские экспедиции оказали влияние на оживление экономической жизни Сибири и дальнейшее всестороннее развитие Северного морского пути, а также стали предметом внимания художников, фотографов, журналистов.

 

Уфимцев Виктор Иванович (1899–1964). Карская экспедиция. 1931

Холст, масло. 132 х 185. ООМИИ им. М. А. Врубеля


 

Уфимцев Виктор Иванович (1899–1964). Карская экспедиция. 1931.
Холст, масло. 132 х 185. ООМИИ им. М. А. Врубеля

Фотоальбома фотоучастка «Великий Северный путь» (разворот). 1929–1932

Автор съемки: В. М. Бахарев. ГИАОО

 

Сражение за Арктику

Трагедия конвоя БД-5

В 1934 году Омская область была выделена в самостоятельную административную единицу и включала обширные территории, в том числе Остяко-Вогульский и Ямало-Ненецкий национальные округа, простираясь до Обской губы и Карского моря.

В годы Великой Отечественной войны у берегов Омской области случилась самая страшная трагедия за всю историю боевых действий в Арктике. 12 августа 1944 года в 60 милях от острова Белый в Карском море немецкая подлодка U-365 торпедировала конвой БД-5 (Белое море – Диксон), состоявший из транспорта «Марина Раскова» и трех эскадренных тральщиков. Из 752 человек погибли 378 советских военнослужащих и работников тыла, в том числе все дети и большинство женщин. Судьба 51 человека неизвестна. В числе погибших – уроженец с. Ачаир Омской области краснофлотец Дмитрий Путинцев. Операция по спасению людей стала беспрецедентной по своей продолжительности и масштабам.

В 2009 году Сергеем Шулининым была организована международная поисковая «Карская экспедиция», в состав которой входили и омичи. По итогам работы 2009–2017 годов были составлены предварительные списки участников конвоя, найдены пятеро живых свидетелей трагедии, обнаружены лежащие на дне Карского моря ледокольный пароход «Александр Сибиряков», транспорт «Марина Раскова», останки одного из кунгасов, а также найдено потерянное с 1947 года захоронение жертв трагедии.

Боевые действия в Арктике нашли отражение и в предметах этнографической коллекции. Так, на двух ненецких и хантыйских сумках из собрания МВК им. И. С. Шемановского (Салехард) в декоре обнаружены гильзы патронов и форменные пуговицы «Kriegsmarine» – Военно-Морского Флота Германии образца 1942 и 1943 годов.

 

Судовой (корабельный) колокол рында. 1919

Медь; литье. 32 х 35,7. МВК им. И. С. Шемановского

 

Сумка хантыйская. Вторая половина (?) ХХ века

Мех, сукно, металл, ровдуга, кожа, пластмасса, бусины, пуговицы «Kriegsmarine 1942»;

шитье, крой, мозаика меховая. 31 х 26. МВК им. И. С. Шемановского

 

Мертвая дорога

Военные события в Арктике, в том числе и трагедия конвоя БД-5, показали степень незащищенности Северного морского пути от внешнего врага. В результате было принято решение о строительстве дороги-дублера – Великого Северного железнодорожного пути или Трансполярной магистрали, хотя идея создания второй железной дороги появилась еще в начале XX века во время строительства Транссиба. Линия Чум – Салехард – Игарка должна была стать первой очередью этого грандиозного проекта. Магистраль прокладывали в 1947–1953 годах в условиях вечной мерзлоты от 80 до 100 тысяч человек, большую часть из которых составляли заключенные. Стройки № 501 и № 503 можно считать одними из самых грандиозных проектов ГУЛАГа. Несмотря на суровые природные условия, дорога возводилась быстрыми темпами, хотя качество строительства было невысоким. После смерти Сталина и последовавшей амнистии заключенных стройки были свернуты, законсервированы и позднее заброшены. Покинутая магистраль получила название «Мертвой дороги»: в приполярной лесотундре на сотни километров сейчас ржавеют искореженные мерзлотой, вздыбленные рельсы, в зарослях прячутся мертвые паровозы, догнивают сторожевые вышки и лагерные бараки…

 

Групповой портрет работников Строительства № 501. 1954

Фотография. 12х18. МВК им. И. С. Шемановского

 

Брошенный паровоз времен Строительства № 501 на разъезде Седельниково. 1989–1994

Автор съемки: Сычев Иван Иванович (1921–1994). Фотография. 6 х 6. МВК им. И. С. Шемановского 

 

Притяжение Севера

«Нефть и газ Сибири»

Во второй половине 1950-х – 1960-е годы начались кардинальные изменения в экономике СССР. Это время совпало с усилением внимания руководства страны к природным ресурсам северных и восточных районов Сибири, где были сосредоточены почти три четверти всех минеральных топливно-энергетических ресурсов страны, более половины потенциальных гидроэнергетических ресурсов, промышленной древесины, пресной воды. В 1960–1970-е годы расширялись поиски и освоение новых месторождений нефти, газа, железных руд, цветных и редких металлов, титана, марганца, строительных материалов. Активно велось индустриальное развитие края. Вместе со строительством предприятий создавались транспортная сеть, производственная и социально-бытовая инфраструктура, возводились новые города. Романтика первопроходцев – сильных дерзких людей, покорявших природу, несмотря ни на какие трудности, – повлияла на создание «сурового стиля» в искусстве.

Омск теснейшим образом был связан с нефтяной отраслью – именно отсюда на север по Иртышу шли караваны с оборудованием и материалами, а обратно танкеры с нефтью, именно здесь был построен нефтеперерабатывающий завод.

Тема добычи сибирских углеводородов, в частности, и промышленного освоения Севера, в целом, была особенно актуальна для художников в 1970–1980-е годы. В начале 1970-х была создана творческая группа «Нефть и газ Сибири», куда вошли художники и журналисты из разных городов страны. Группу возглавил известный омский пейзажист Алексей Николаевич Либеров (1911–2001). Ее участники побывали в Томской области, в Сургуте, Вертикосе, Нижневартовске, Нефтеюганске, на Самотлоре и др. Увиденное нашло отражение в пейзажах, жанровых картинах, портретах. О том, какой интерес представлял Север для творчества художников-шестидесятников, говорят произведения целой плеяды авторов из собрания Омского музея изобразительных искусств имени М. А. Врубеля. В их числе омские живописцы и графики Н. Я. Третьяков (1926–1989), Г. А. Штабнов (1927–1989), В. Н. Белан (1932–2002), Н. Ф. Бережной (1938–2015), московский график, мастер линогравюры А. В. Бородин (1935 г.р.), пермский художник С. И. Осипов (1927 г.р.) и автор из Тюмени М. С. Рогожнев (1924–2006). Их работы включают в себя самые разные образные воплощения северной темы.

 

Штабнов Геннадий Арсентьевич (1927–1989). Васюган. 1976

Холст, масло. 147 х 208. ООМИИ им. М. А. Врубеля


Либеров Алексей Николаевич (1911–2001). Самотлорские рождения. Из серии «Нефть Сибири». 1977

Бумага на ДВП, пастель. 74,5 х 97,5. ООМИИ им. М. А. Врубеля

 

Третьяков Николай Яковлевич (1926–1989). Поморы. 1968

Бумага, темпера, гуашь. 63 х 88,5. ООМИИ им. М. А. Врубеля

 

Белан Василий Никитич (1932–2002).Тундра в  Заполярном Урале. 1969

Бумага, акварель. 50 х 49,5. ООМИИ им. М. А. Врубеля

 

Полярная археология и Ямальский пленэр

После художественных десантов 1970–1980-х годов был долгий перерыв, и вот северная тема вновь становится актуальной в начале ХХI столетия, чему немало способствовали современные археологические изыскания и художественные экспедиции, в которых активное участие принимают омичи.

Современное восприятие Севера во многом опирается на результаты археологических изысканий. Такие уникальные находки, как средневековая иранская чаша, обнаруженная в 2016 году на Гыданском полуострове бывшим омичом, сотрудником Научного центра изучения Арктики Андреем Плехановым, или многочисленные изделия с зооморфными и антропоморфными изображениями раннего железного века и средневековья служат неисчерпаемым источником для творчества.

С 2012 года на Полярном Урале проводятся Ямальские пленэры, куда съезжаются художники Москвы, Санкт-Петербурга, Сибири, Урала, США, Финляндии. В 2016 году омичи Владимир Чупилко, Сергей Баранов, Галина Гурьянова приняли участие в III Международном Ямальском пленэре. Омская художественная традиция, склонная к метафоре и метафизике, помогла увидеть северную природу через все слои человеческой культуры на этой земле.

 

Баранов Сергей Михайлович (1964 г. р.). Ночной рейс. 2016

Холст, масло. 70 х 140. Собственность автора

 

Чупилко Владимир Анатольевич (1960 г. р.). Северное сияние, полярный волк и Шайтан-камень. 2016

Холст на ПВХ, темпера. 64 х 87. Собственность автора


Открытие выставки состоится 14 августа в 17.00 во Врубелевском корпусе музея по адресу: ул. Ленина, 3.

 

Авторы идеи и концепции выставки: С.М. Баранов, Ф.М. Буреева

Кураторская группа: С.М. Баранов, Т.В. Медведовская, И.Л. Симонова

 

Участники проекта:

Омский областной музей изобразительных искусств имени М. А. Врубеля

Исторический архив Омской области

Ямало-Ненецкий окружной музейно-выставочный комплекс имени И. С. Шемановского (Салехард)

Российский государственный архив Военно-Морского Флота (Санкт-Петербург)

Научный центр изучения Арктики (Салехард)

Омский институт водного транспорта (филиал) ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет водного транспорта»

 

Информационные партнеры:

 

 

Справки по тел.: 24-15-64, 20-00-47

Стоимость билета на выставку: взрослый – 70 руб., пенсионеры и школьники – 50 руб., дошкольники (5-7 лет) – 10 руб., студенты государственных вузов и ссузов (очной формы обучения) – бесплатно.

Создано 1 августа 2018 | Просмотров 405

Читайте также:

© Омский областной музей изобразительных искусств имени М.А. Врубеля. 2012 г.

Старая версия сайта