• Конкурс
  • Шедевры русской живописи
  • Выставка «МИКРОМИР АНАТОЛИЯ КОНЕНКО».
3D-экскурсия

Врубелевский корпус

Постоянная экспозиция

Во Врубелевском корпусе музея для посетителей работают постоянные экспозиции. Они охватывают несколько залов и построены по хронологическому и тематическому принципу. Зритель может составить цельное представление о русском и западноевропейском искусстве XVIII – начала XXI вв. Наряду с живописными полотнами здесь представлены скульптура и декоративно-прикладное искусство. Большая часть зала №3 (Парадного) знакомит именно с этим разделом музейного собрания, а также представляет долговременную выставку в выставке «Наш Эрмитаж». 


 «Русская иконопись XVI–XXI вв.»

В экспозиции зала №4 – иконы и меднолитая культовая пластика XVI – начала XXI вв., однако большая часть собрания относится к XIX в. В зале представлены иконописные центры Москвы, Петербурга, Киева, Палеха, Мстеры. Преобладают работы уральского и сибирского письма. Среди наиболее ранних и значимых произведений «Богоматерь Владимирская», исполненная в мастерских Оружейной палаты в XVII в., «Отечество» XVII в., «Царские врата» XVII в. новгородской школы, «Вход Господен в Иерусалим» (XIX в.), «Рождество Богоматери» (Палех, XIX в.), «Преображение Господне» (XIX в.), «Огненное восхождение Илии Пророка», «Богоматерь Казанская» (XIX в.), «Георгий Победоносец» (XIX в.) и т.д.    

Коллекция дает возможность познакомиться с произведениями, созданными на Урале и в Сибири: «Святые Иоанн Златоуст, Архангел Михаил, Митрофаний Воронежский» (Тобольск, XIX в.), «Спас» (Сибирь, XVIII в.), «Святые Власий и Модест» (Сибирь, XIX в.), «Симеон Верхотурский» (Урал, XIX в.). К иконам, имеющим историческую значимость, следует отнести особо чтимую сибирскую святыню «Богоматерь Абалакскую» (Сибирь, XIX в.). В экспозиции также представлены иконы современного автора, омского иконописца Г.А. Адаева «Царственные страстотерпцы», «Омские священномученики: Сильвестр, архиепископ Омский, пресвитеры Михаил и Иоанн», «Богоматерь Ахтырская-Ачаирская».

 

 «Русская живопись XVIII – начала XX вв.»

Произведения, представленные в экспозиции зала № 5, относятся к периоду XVIII – первой половины XIX вв., времени развития светского искусства. Ведущий жанр этого периода – портрет. В экспозиции – поколенный портрет Екатерины (1792), созданный любимым художником русской знати Иоганном Баптистом Лампи старшим; «Портрет Павла I», являющийся копией неизвестного художника с произведения Жана Луи Вуаля; портреты членов императорской фамилии и представителей высшей аристократии; камерное по характеру произведение А. Г. Венецианова «Крестьянский мальчик» (1830-е). В зале представлен и жанр пейзажа, в XVIII в. начавший приобретать самостоятельное значение. Одно из центральных произведений экспозиции – величественный «Вид Иерусалима» (1836), написанный М.Н. Воробьевым, выдающимся художником и педагогом, учителем А.П. Боголюбова, Л.Ф. Лагорио и И.К. Айвазовского.

В зале № 6 представлены пейзажные и жанровые полотна мастеров академического направления XIX в. В их числе крупноформатное полотно «Жены, издали смотрящие на Голгофу», созданное М. П. Боткиным. Сюжет картины посвящен крестной смерти Иисуса Христа на горе Голгофа близ Иерусалима. Здесь же зрителей ждет встреча с полотнами знаменитого мариниста И. К. Айвазовского – «Остров Патмос» (1851), «Набережная восточного города» (1852), «Буря на Черном море» (1853), «Овцы» (1858) и др. Среди мастеров академического направления выделяется картина Г. И. Семирадского «Рим. Деревня. За водой» (конец 1880-х годов). .

В зале № 14 представлены произведения художников – членов Товарищества передвижных художественных выставок, или передвиж­ников. Крестьянская тема была одной из основных в бытовом жанре этих художников. Ее иллюстрирует полотно «Молебен во время засухи» (1880) Г. Г. Мясоедова, произведения К. В. Лемоха и Н. А. Касаткина. Национальный пейзаж, воплотивший образ Родины, раскрывается в полотнах И. И. Шишкина, Ф. А. Васильева, А. А. Киселева. К повседневной жизни народа, невзгодам судьбы «маленького человека» обращается Н. А. Ярошенко  в картине «Проводил» (1891). Крупный мастер жанровой жи­вописи В. Е. Маковский чаще всего находил сюжеты своих произведений в среде простонародья («Дьячок», 1871). Выдающимся мастером психологического портрета был И. Н. Крамской. Прекрасный пример – «Портрет виолончелиста С. Я. Морозова» (1885). 

В зале № 13  представлены произведения мастеров демократического направления конца XIX – начала XX века. В их числе «Портрет Леонида Андреева» (1905), написанный выдающийся художником, признанным мастером исторических и  жанровых композиций И. Е. Репиным; этюды «Албания», «Замок Танкреда», «Смирна» и эскиз к картине «Пошла в нагорную страну» В. Д. Поленова. Вершиной развития пейзажного жанра в России является творчество И. И. Левитана. Пейзаж «Осень. Усадьба» (1894), натюрморт «Белая сирень», этюд «Избы, освещенные солнцем» знакомят с творчеством мастера лирического пейзажа. Видное место в экспозиции занимают  пейзаж с символическим названием «Родина» («Облачный день». 1905) Н. Н. Дубовского, этюд «Монах» (1900-е) В. И. Сурикова, крупноформатный эскиз для мозаики петербургского храма Воскресения «на крови» «Снятие с креста» В. М. Васнецова. (Серов)

Конец XIX – начало ХХ в. в истории русского искусства был отмечен активными творческими исканиями, сменой стилевых и мировоззренческих тенденций, высокими достижениями в живописи и графике. Зал № 8 посвящен творчеству нашего знаменитого земляка М.А. Врубеля (плафоны «Розы и лилии», «Хризантемы», «Желтые розы» (1890-е)) и художников его времени. Одна из центральных фигур в русском искусстве рубежа столетий – В. А. Серов («Портрет неизвестной» (1895) и этюд «Пруд» (1880-е)). Творчество представителей объединения «Мир искусства» характеризуют произведения А. Н. Бенуа «Версаль» (1905), В. Э. Борисова-Мусатова «Дама» (1901). С объединением «Союз русских художников» связан натюрморт «Розы» К. А. Коровина, пейзажи Л. В. Туржанского, П. И. Петровичева, С. Ю. Жуковского. Художественные искания времени отражают работы В. И. Денисова, В. М. Ходасевич, Д. Д. Бурлюка. С объединением «Бубновый валет» знакомят работы П. П. Кончаловского, И. И. Машкова, А. В. Лентулова, П. В. Кузнецова, А. В. Куприна. Особую ценность в блоке авангардного искусства являют собой работы В. В. Кандинского, Н. С. Гончаровой, М. Ф. Ларионова.

 

 «Западноевропейское искусство XVII–XIX вв.»

Экспозиция западноевропейского искусства включает произведения живописи, скульптуры и декоративно-прикладного искусства XVI–XIX веков мастеров Италии, Голландии, Франции, Германии, Швейцарии, Англии. Итальянская школа представлена двумя алтарными створками позднего Возрождения «Святая Агнесса» и «Святая Цецилия», небольшой композицией «Мадонна с Христом и Иоанном Крестителем» (XVI в.); полотном Алессандро Тиарини «Посланники царя Абгара Эдесского перед Христом» (XVII в.); «ведутой» – городским пейзажем венецианской школы XVIII в. «Большой канал в Венеции». Дополнена дельфтским фаянсом и майоликой. В числе произведений голландской живописи в XVII в. «Охотничьи трофеи» Яна Веникса, «Птичий двор» Мелхиора де Хондекутера, «Вид Дортрехта в четырех лье от Роттердама» и «Зима в Голландии» Андреаса Схелфхаута, «Лесной пейзаж» Баренда Корнелиса Куккука. Французскую живопись представляют произведения Симона Вуэ, Ж. Б. Грёза. Экспозицию дополняют предметы XVIII–XX веков, созданные на Королевских фарфоровых мануфактурах в Мейсене, Берлине, Франкентале и Севре.  

 

 

«Золотая кладовая».

Специально оборудованный, хорошо защищенный зал предназначен для демонстрации предметов из собрания музея, содержащих драгоценные металлы и камни. В экспозиции можно познакомиться с долговременными выставками, характеризующими коллекцию драгфонда.

 

Создание сайтов в Омске: Веб-студия "Welcome!", 2013

© Омский областной музей изобразительных искусств имени М.А. Врубеля. 2012 г.

Старая версия сайта