• Конкурс
  • Шедевры русской живописи
  • Выставка «МИКРОМИР АНАТОЛИЯ КОНЕНКО».
3D-экскурсия

Врубелевский корпус

Западноевропейская живопись

Большой интерес для посетителей Омского областного музея изобразительных искусств имени М.А. Врубеля представляет постоянная экспозиция «Западноевропейское искусство XVII – начала XX веков», включающая произведения живописи, скульптуры и декоративно-прикладного искусства мастеров Италии, Голландии, Фландрии, Франции, Германии.

Историческое ядро коллекции, лучшей среди музеев Сибири, составили произведения из крупнейших частных собраний дореволюционной России: Юсуповых, Горчаковых, Воронцовых-Дашковых, Саксен-Альтенбургских, Шуваловых, Строгановых, Долгоруких, Фаберже.

Видное место в залах музея занимает итальянская школа живописи. В 1927 г. в Омский музей поступила картина «Посланники царя Абгара Эдесского перед Христом. Долгие годы она приписывалась кисти основателя Академии Лодовико Карраччи, однако в ходе изучения было выяснено, что авторство принадлежит его ученику – Алессандро Тиарини. Картина относится к числу лучших в творчестве художника зрелого периода, долгое время она считалась безвозвратно утраченной.

В XVIII в. выдающихся успехов достигает венецианская школа живописи, своеобразие которой проявилось в появлении особой тематики и нового жанра городского пейзажа – «ведуты». К нему относится «Палаццо Дукале в Венеции», принадлежащее кисти неизвестного венецианского художника XVIII в.

Художественные традиции искусства Нидерландов отражены в произведениях голландской и фламандской школ живописи. Примером бытового жанра в живописи Фландрии является картина, приписываемая кисти Яна-Баптиста Ламбрехтса «В овощной лавке». Художник работает на границе двух жанров – бытового и аллегории, придающей изображенному отвлеченный, философский смысл.

В 1983 г. в музей поступили две парные живописные работы, получившие условные названия «В мастерской скульптора», «В мастерской живописца». После их изучения было установлено имя антверпенского художника Балтазара ван ден Босхе. Его произведения по праву заняли свое место среди картин Давида Тенирса Младшего, Теобальда Мишо, Яна-Баптиста Ламбрехтса.

Искусство Голландии XVII в. представлено натюрмортами Я. Веникса и М. Хондекутера. Интересны произведения голландских художников XIX в: «Вид Дортрехта в 4 лье от Роттердама» Андреаса Схелфхаута и «Лесной пейзаж» Баренда Корнелиса Куккука. Экспозицию голландского искусства дополняют дельфтские фаянсы, знаменитые художественные изделия, ставшие важной составной частью голландского стиля XVII в.

С XVIII в., времени расцвета русского собирательства, в крупнейших частных коллекциях значительное место уделялось французской живописи. Многие французские художники XVII в., пройдя процесс обучения в других странах, продолжали в своем творчестве традиции этих школ.

В их числе работа «Цирцея» Бона Булоня, выполненная в подражание итальянскому художнику Гвидо Рении; натюрморт «Vanitas» Мишеля де Буйона, исполненный в лучших традициях фламандских живописцев. В академической манере написана картина Симона Вуэ «Мадонна с младенцем», обладающая высокими художественными достоинствами. Искусство Франции XVIII в. отражено в камерных полотнах Ж.-Б. Греза «Девочка с яблоком» и «Мечтательница», демонстрирующих черты сентиментализма.

Французская живопись XIX в. представлена произведениями, выполненными практически во всех основных жанрах: пейзаже, натюрморте, анималистических сюжетах, портрете, аллегории. Большой интерес представляет натюрморт «Цветы» А. И. Фантен-Латура, художника с мировым именем, тесно связанного с кругом импрессионистов Франции.

Создание сайтов в Омске: Веб-студия "Welcome!", 2013

© Омский областной музей изобразительных искусств имени М.А. Врубеля. 2012 г.

Старая версия сайта